"Профилактика осанки"

Что такое осанка?

Осанка – стан, строй, склад живого тела, общность приемов и всех движений его.

Осанка, как привычное положение, поза в известной степени обусловлена конституциональными, наследственными моментами., но формируется в прямой зависимости от условия жизни и физического воспитания ребенка.

В младшем школьном возрасте осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды, как положительными, так и отрицательным. Вот почему особенно важно обращать внимание на формирование осанки именно в этом возрасте, хотя любой возрастной период также заслуживает внимания.

Типы нарушений осанки в сагиттальной плоскости.

 Профилактика нарушений осанки у детей.

Основным средством нарушения осанки является лечебная физкультура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамичный режим, а также лечебную гимнастику. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку  дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях, так и в условиях детской поликлиники или реабилитационного центра под руководством и контролем квалифицированного методиста и врача ЛФК.

В вопросах профилактики нарушений осанки очень важно соблюдение правильного статико-динамического режима:

  1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с нею высокой плоской  подушкой.. Дети не в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком».
  2. Мебель ребенка должна быть:
  • высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз седящего ребенка до поверхности стола было около 30 см. (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза);
  • высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов.
  • Желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительных занятиях в статическом напряжении.
  1. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
  • стопы в опоре на полу или на скамейке;
  • колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом;
  • равномерная опора на обе половины таза;
  • туловище периодически опирается на спинку стула;
  • между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см. (ребром проходит ладонь);
  • предплечье симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны;
  • голова не много наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
  • при письме положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
  1. Бороться с порочными позами, так называемое косое положение плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола или косое положение таза, когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.
  2. Освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительными сидением или асимметричной статической позой.

Все эти, незначительные на первый взгляд детали, имеют огромное значение при профилактике и лечении нарушений осанки, так как влиянию лечебной гимнастики ребенок подвергается в течение некоторого времени, а большую часть дня и всю ночь он проводит без ортопедического надзора.