"Профилактика и коррекция плоскостопия у детей"

Консультация для родителей Профилактика и коррекция  плоскостопия у детей"

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем  общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего или дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см., для подростков – 3 - 4 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону стопы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим  функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гимнастики, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Главное назначение коррегирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно–мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2 -5 минут.

Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

Ходьба по палке.

Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

Медленное приседание на мяче с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону руками.

Медленное приседание на гимнастической палке с опорой на стул.

Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

Захват, поднимание и перекатывание палочек, кубиков или небольших бумажных  тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде, в теплое время года ходить босиком по грунту, в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Первые шаги ребенок должен учиться делать не в пинетках и не босиком, обязательно в ботинках, фиксирующих пятку и голеностопный сустав.

До трехлетнего возраста  ребенок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав, важен не высокий каблук, а высокий задник  у ботинка. Если ребенок до 2 – 3 лет ходит дома в шерстяных носках или мягких тапочках, то у него обязательно разовьется вальгусная установка стопы, когда вся стопа смещена относительно голени.