педагог-психолог
Консультация для родителей
«Если ребёнок закатывает истерики»
подготовила педагог- психолог Сандакова Людмила Анатольевна
Истерики.
Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворённость от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребёнок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.
Как предотвратить проблему
- Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
- Эмоциональных срывов будет меньше, если Вы дадите ребёнку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.
Как справиться с проблемой, если она уже есть
! Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если Вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), Вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
! Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
! Попросите, чтобы вместе с Вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, — возможно, Вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребёнка на истерики.
! Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Шпаргалка для родителей
"Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
подготовила педагог-психолог Сандакова Людмила Анатольевна
При воспитании детей необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности личности (типы темперамента).
Существует четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.
Дети-флегматики.Известно, что дети-флегматики медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности. Они не могут быстро ответить на вопрос, переключиться с одного дела на другое. Зная эти особенности своего ребенка, родители не должны торопить его, так как это нервирует ребенка и может привести к еще большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при взаимодействии с такими детьми – способствовать развитию их уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в быстром темпе. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы. Полезно использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать ребенку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей деятельности. Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям.
При общении с флегматиками:
- хвалить за скорые действия;
- побуждать к выполнению задания;
- уделять больше внимания.
Дети-холерики.Иной подход к детям холерического темперамента, для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению работы, не дослушав объяснения до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьезным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одергивания, сдерживания желаний, ребенок становится нервным, конфликтным, перестает реагировать на замечания и указания взрослого. Главное в подходе к таким детям – дать полезное направление детской энергии. Достигнуть этого можно, приобщая ребенка к интересным и полезным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребенка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь ребенку осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда («поспешишь – людей насмешишь»), поощрять старательность и терпение, организовать спокойную деятельность для укрепления процессов торможения (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приемы сдерживания активности («подожди начинать, сначала подумай еще раз», «не спеши дальше рисовать, подожди, когда подсохнет краска»). Ребенок холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания к другим людям.
При общении с холериками:
- говорить спокойно, но требовательно без уговоров.
Дети-сангвиники. Ребенок сангвинического темперамента отличается живостью, жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он – работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к новым условиям: коллективу, режиму, требованиям преподавателей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно. Ребенок-сангвиник устает от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к ее прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие. У таких детей необходимо формировать у них умение доводить начатое дело до конца, не допускать проявления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребенку-сангвинику можно предъявлять повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить результат. Родителям нужно попытаться углубить у него интерес к какому-нибудь занятию, показать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремленность.
При общении с сангвиниками:
- проявлять строгость, требовательность, внимательное отношение к товарищам.
Дети-меланхолики.Особого внимания заслуживают дети с проявлениями меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Они обычно дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Главная задача при взаимодействии с таки детьми – вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»). Ребенку целесообразно поручать такие дела, с которыми он справится, и результат увидят сверстники (можно попросить его сделать подарок малышу или другу). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогают ребенку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.
При общении с меланхоликами не допустимы:
- резкость;
- иронии, повышенный тон;
- необходимо отмечать положительные стороны ребенка, давая ему высказываться, поощряя его за инициативу.