""Мямлики" или "Замедленные дети""
"Мямлики или замедленные дети"
«Ну, давай же скорее! Что за копуша! Сколько раз повторять?! Все уже оделись! Ждем тебя одного! Считаю до трех... Останешься в группе один!»
Кто не слышал таких уговоров не криков во время сборов на прогулку, переодевание на физкультуру и т.д. Нарастающее раздражение взрослого, сердитые отклики - все разбивается о неторопливость ребенка и не дает ни малейшего эффекта. Малыш только еще ниже опускает голову, сначала отвечает что-то, потом молчит, все глубже погружаясь в пучину отчаяния, а сам действует все медленнее и медленнее. Никак не надевается носок, не завязывается ботинок, не застегивается пуговица, а когда, наконец, долгожданный результат достигнут, оказывается, что носок одет пяткой вверх, ботинок не на ту ногу, а пуговица застегнута криво.
Дальнейшее зависит от темперамента взрослого: то-то сокрушенно вздохнув: «Ох, ты, горе мое», - одевает ребенка сам; кто-то криком и угрозами пытается заставить его все переделать заново самостоятельно. Но настроение надолго испорчено у обоих: ребенок сознает свою неполноценность, да еще перед лицом всей группы; воспитатель или /и мама недоволен и ребенком, и собой.
Это вовсе не результат неправильного воспитания, упрямства или иной злонамеренности со стороны ребенка, а особенность его психического развития, точнее показатель нарушения этого развития, его дисфункции.
Причинами подобной минимальной мозговой дисфункции (ММД) могут быть кислородное голодание головного мозга ребенка еще в период внутриутробного развития; токсикозы беременной матери, инфекции, перенесенные ею в это период, особенно заболевания, связанные с нарушением деятельности кровеносной системы, печени, почек; постоянные либо разовые воздействия отравляющих веществ (ядов, табака, алкоголя, лакокрасочной продукции и некоторых лекарств) или неблагоприятных физических факторов (радиация, вибрация); родовые травмы, асфиксия и задержки дыхания у самого новорожденного, также ранние травмы головы.
Все это нередко приводит появлению ММД, и ребенок рождается либо «шустриком» (гиперактивным), или «мямликом» (гипоактивный).
Часто такие дети и физически ослаблены, имеют лишний вес, у них плохо развита координация движений. Со сверстниками мямлики играют редко, так как не успевают за ходом игры, да и не очень интересуются общими играми. Хотя надо отметить, что интеллектуальное развитие гипоактивных детей не страдает: они бывают, умны, наблюдательны, у них рано развивается и преобладает нагляднообразное, логическое и вербальное мышление. Но, к сожалению, это трудно заметить на общих занятиях в детском саду, где эти дети не успевают за другими односложно и вяло отвечают на вопросы и производят впечатление гораздо более «тупых», чем есть на самом деле.
Воспитатели, заметившие у ребенка описанные признаки, и психолог, внимательно наблюдающий за его развитием, могут сделать многое, но главная работа с мямликом ложится на плечи родителей.
Взрослые должны помнить, что «замедленный» ребенок не виноват в своей нерасторопности, но не коем образом не ускорит работу его мозговых структур. Воспитатели и родители должны, прежде всего, заинтересовать ребенка, только в этом случае возможен положительный результат. При этом для поддержания быстро гаснущего интереса необходимы постоянный пример и постоянное содействие взрослого (реально это осуществимо только дома).
С ребенком играют в игры, способствующие повышению активности. Его рано знакомят с понятием времени и учат его распределять, выделять в деле главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Не стоит рано включать малыша в игры соревновательного типа, где он заранее обречен на неудачу. Лучше ободрять его поощрять, хвалить за те успехи, которые он может сравнить со своими собственными результатами: «Вот сегодня уже лучше, быстрее вышло, чем вчера», «Вот уже ты и научился быстро есть, как я».
Замедленным детям требуется постоянное ненавязчивая помощь взрослого, участие и сочувствие матери. Они, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность в том, что все получается хорошо.
Задача психолога и воспитателя объяснить родителям, что дети бывают разные и нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Маме, если она приложит некоторые усилия и наберется терпения, все же легче выдержать медлительность ребенка, помочь ему, вселить в него уверенность в себя, чем малышу переносить постоянный крик и упреки в том, что он не такой, как все. В конце концов, самое вдумчивые, разумные, надежные и спокойные люди, способные хоть и неторопливо, но настойчиво, добиваться своей цели, вырастают именно из флегматичных, замедленных детей. Но при одном условии - если им не мешать развиваться в своем темпе. А это уже наша задача - педагогов, психологов, родителей.
По ходу нашего рассказа уже не раз упоминалось о необходимости тренировки подвижности нервных процессов у медлительных детей. Что же, собственно, здесь имеется в виду.
Между тем тренировка, то есть целенаправленное совершенствование буквально всех функций центральной нервной системы используется очень давно.
Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий, о которых и поговорим:
1. Помнить, что медлительность - свойство нервных процессов ребенка и он «копается» не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком гораздо эффективнее, чем крик и наказание.
2. Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки - держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас -раздражение). Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликтов. Педагог тоже должен об это помнить, и направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных.
3. Ребенку с малоподвижными нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел. Эти жизненные стереотипы очень важны для ребенка. Если ребенок в одно время ложится спать, встает и т.д., если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним
задачами.
4. Любую нагрузку на свойство подвижности нужно давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный тон, то есть веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка.