консультация "Оздоравливающие игры для часто болеющих детей"

Консультация для родителей «Оздоравливающие игры для частоболеющих детей»

Роль движений в развитии и здоровье человека велика. Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнью.
Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.
Поэтому данные представленные адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.
Когда ребенок заболевает, это становится бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, мы всеми силами стараемся ребенку помочь. Ограничение движений (ребенок болеет - ему нужен покой,  или он только что выздоровел) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений. В результате этого могут возникнуть расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабевает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ослабевает организм в целом, а это ведет к частым заболеваниям.
Данные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Данные игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать.
К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта. Но стоит учитывать, что оздоровительный эффект от игр, упражнений возможен лишь при проведении частых, длительных занятий (в течение 3-4 месяцев, по 2-3 раза в день).

                                     Общие рекомендации по проведению игр

Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.
Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.
Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой , и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.
Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки,  которые могут отвлечь.
Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.
Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.
Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.
Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.
Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).
Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут

Критерии усталости организма у ребенка во время игры

Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками), или, наоборот, через чур вялый, отвлекается.
Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.
Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синюшность под глазами.
Ребенок сильно потеет, особенно лицо.
Пульс и дыхание учащены.

Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:
- уменьшить время занятий;
- уменьшить количество повторений одной и той же игры;
- упростить сюжет игры;
- изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);
- чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения;
- снизить требовательность к точности и координации движений;
- голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;
- использовать негромкую, мелодичную музыку.

Игры для часто болеющих детей  (в домашних условиях)

  1.«Пастушок дудит в рожок»
Попросить ребенка как можно громче подуть в дудочку, рожок, чтобы созвать всех коров. При этом взрослый показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в рожок или дудочку. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

  2. «Король ветров»
Рассказ ведущего «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного.
Устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку (чья вертушка крутится дольше, тот и победил) или на подвешенные воздушные шары (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается 3 попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть. Из каждой пары отбирается лучший и они соревнуются между собой. Победителю присваивают титул «Король ветров» и усаживают «трон» (стул).

3. «Бульканье»
Перед каждым стоит на столике бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в соломинку, чтобы получилось долгое бульканье. Все сначала пробуют сделать тоже самое. По команде все начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось пробулькать дольше, получает жетон.

4.«Совушка - сова»
Сидя на стульчике, ребенок на сигналы взрослого поворачивает голову: «День»- вправо и влево, а  «Ночь»-смотря вперед, машут руками-«крыльями» опуская медленно вниз, протяжно, без напряжения произнося «у…у…ф-ф-ф».

  5.«Шарик лопнул»
Взрослый предлагает детям «надуть шарик».Дети должны надуть воображаемый шарик через рот «ффф..» медленно соединяя ладони под шариком. По сигналу взрослого шарик лопается – дети хлопают в ладоши

  6.«Запасливые хомячки»
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно.
Затем  начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».

  7.«Чей шарик дальше?»
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше

 8.«Перышки»
Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее

9.«Мышка и Мишка»
Ведущий показывает движения и произносит слова:
У Мишки дом огромный
(выпрямится, встать на носки, поднять руки вверх, подтянуться, посмотреть на руки – вдох)

У мышки – очень маленький
(присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «шшш»)

Мышка ходит в гости к Мишке,
Он же к ней не попадает.
(надо ходить по залу)

Стишок с движениями повторяется 4-6 раз. Ведущему следует внимательно следить за четкостью и координацией движений.