Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребёнка
Консультация для родителей
«Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребёнка»
(справочник педагога-психолога № 3, 2015)
С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофический интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима – каждый желает для своего ребёнка перспективного будущего. Кроме того, ФГОС ДО, образовательные программы, требования к знаниям ребёнка вызывает у родителей беспокойство и озабоченность ещё задолго до того, как их ребёнок пойдёт в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим вопрос на примере обучения чтению.
Процесс раннего обучения чтению для ребёнка 3-4-х лет является достаточно сложным.
Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребёнка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируется его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.
Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идёт о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, всё ясно. Движущей силой является желание ребёнка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребёнок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей 3-4-х лет ещё нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.
В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведёт к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребёнка.
Наиболее часто встречающиеся изменения в развитии личности ребёнка в связи с ранним обучением чтению представлены в таблице:
«Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению».
Положительное |
Отрицательное |
Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика) |
Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность) |
Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки) |
Игровая деятельность приобретает формальный характер |
Повышается уровень общего умственного развития |
Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная) |
Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности |
Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия |
Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас) |
Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими детьми) уступает свои позиции |
Развивается способность ребёнка занимать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время |
Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи |
Рассмотрим отдельно каждый аспект.
Развивается левое, обедняется правое полушарие:
У большинства дошкольников ведущим полушарием является правое. Оно обеспечивает им возможность познания мира посредством эмоций. Дети радуются, огорчаются, ярко проживают свои чувства, на этой основе у них формируются духовно-ценностные представления о хорошем и плохом, отношение к себе и другим. Через эмоции зарождаются привязанность и дружба. Ребёнок прочно запоминает только те события, которые были эмоционально значимыми для него.
Характерная особенность правополушарных детей – потребность в активном включении в любую практическую деятельность (танцы, рисование, ролевые игры), что обеспечивает развитие творчества, интуиции. Кроме того, по мере развития правого полушария развивается гибкость мышления, формируется способность находить разнообразные варианты выхода из проблемных ситуаций.
Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами и знаками (чтение, письмо, счёт). Приводит к обеднению эмоциональной жизни ребёнка и его дальнейшей аутизации (болезненное отгораживание от мира, сильное нарушение контактности, когда человек находится как бы в защитной скорлупе). Все логические операции предполагают чёткие алгоритмы действий. Дети учатся думать стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише. Это «ходячие энциклопедии», абсолютно не владеющие элементарными навыками бытовой и социальной ориентации.
Если же в ребёнке от природы имеются признаки шизоидности, то ранний упор на развитие логического мышления может настолько усугубить психическое состояние дошкольника, что придётся обращаться к врачу.
Игровая деятельность приобретает формальный характер.
К сожалению, на сегодняшний день стоит признать очевидное – современные дети не умеют играть. Это кажется весьма странным, ведь игра является неотъемлемой частью детской жизни. Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребёнка.
В игре ребёнок познаёт мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.
Опыт наблюдений за взаимодействием старших дошкольников в игровой деятельности показывает, что у детей 5-6 лет уровень сформированности игровых навыков не соответствует возрасту.
Проведённый анализ игровой деятельности выявил следующее: дошкольники способны самостоятельно распределить роли в игре, выполнить действия, определяемые ролевыми ожиданиями, однако спектр действий жестко фиксирован, игра заключается в однообразном повторении одних и тех же действий. Кроме того, способность к динамичному, разнообразному построению сюжета недостаточная, развёрнутой ролевой речи на всём протяжении игры не наблюдается, периодически дети переходят на прямое общение.
Очень часто одной из причин неумения ребёнка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребёнком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.
Формируется неадекватная самооценка.