адаптация к ДОУ

Памятка для родителей

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неиз­вестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушается сон, аппетит, появляются различные стра­хи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

1.  от возраста /труднее всего переносят изменения условий жизни от 10-11 мес. до полутора лет/;

2. от состояния здоровья и уровня развития ребенка;

3. и от биологического и социального анамнеза /протекание беремен­ности матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения - режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение первых трех месяцев жизни и др./

В детском саду попытки решения проблемы в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Родители должны рассказывать малы­шу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с кото­рыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слу­шаться - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокой­но ожидал предстоящее событие.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на каче­лях, поездить на велосипеде и т.д.

Совместные усилия родителей, работников д/сада облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в д/с - трудное для ребенка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тос­ку по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, нужно выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппе­тит. Никогда не следует кормить ребенка насильно /это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается/. Иногда возникают трудности при посещении туалета.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама расстроена, и начинает себя жалеть и ещё больше плакать. Мама должна скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок сразу же отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее, он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течение всего дня, поэтому в первую неделю /или две/ необхо­димо забирать ребенка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.

Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации поменьше ходите с ребенком в гости и ограничьте приём гостей у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользовать­ся телевизором, создать условия для дополнительного сна. Игры предпочти­тельны тихие, невозбуждающие.

В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствует не только увеличение количества контактов с новой микробной флорой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход из привычного семей­ного быта в новые условия, и разлука с родными, несомненно, являются для малыша ст­рессом.